21 ноября Владимир Мякуш выступил на IX съезде проедстаивтелей малого бизнеса Челябинской области по вопросам законодательного обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Челябинской области в свете нового федерального закона.
Уважаемые участники Съезда!
Позвольте мне от имени депутатов Законодательного Собрания Челябинской области приветствовать Вас на 9 Съезде представителей малого бизнеса Челябинской области!
В преддверии съезда я проводил встречи с избирателями, среди которых были представители малого бизнеса. На этих встречах мы обменялись мнениями по проблемным темам малого бизнеса, а также обсудили новый Закон о малом и среднем бизнесе. И вот, что я услышал в ответ: «Каким бы хорошим не был закон о малом бизнесе, он нам ничем не поможет». Думаю, это чересчур пессимистический взгляд на ситуацию. Проблем в малом бизнесе, конечно, хватает, но чтобы при этом не просто выживать, а развиваться, надо, как минимум, опираться на хорошие законы.
1 января 2008 года вступят в силу Федеральный закон и разработанный в соответствии с ним областной закон, само название которых предусматривает переход от поддержки малого предпринимательства к его развитию.
Новое законодательство призвано ответить на многие вопросы, которые волнуют предпринимателей и это, прежде всего, определение, кто относится к малому и среднему бизнесу, по какому принципу и в каких видах будет оказываться государственная поддержка.
Федеральным законом провозглашены основные принципы поддержки.
С учетом соблюдения принципов заявительного порядка обращения за поддержкой и обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к участию в программах, разделение субъектов малого бизнеса на категории носит принципиальный характер.
Новый Федеральный закон расширил категорию бизнеса, которому может оказываться государственная поддержка и установил критерии, по которым хозяйствующие субъекты будут относиться к среднему, малому или микро- бизнесу.
Единственное, что вызывает сомнение, это то, что все финансовые критерии по различным видам деятельности должны теперь дополнительно устанавливаться Правительством РФ с периодичностью один раз в пять лет. Надеюсь, что в новый год мы войдем с объективно установленными показателями выручки от реализации товаров и балансовой стоимости активов. В противном случае, нам будет сложно реализовывать областную программу, ведь многие формы поддержки в ней носят долгосрочный характер.
Опыт реализации областных программ государственной поддержки малого бизнеса показал, что разные категории хозяйствующих субъектов нуждаются в разных формах поддержки и объемах финансовой помощи.
Поэтому мы будем формировать региональное законодательство, предусмотрев в нем разные формы государственной поддержки в зависимости от категорий хозяйствующих субъектов.
Какие же формы поддержки малого и среднего бизнеса установил Федеральный закон?
Достижением Федерального закона я считаю то, что субъектам РФ предоставлено право устанавливать помимо перечисленных на слайде, дополнительные формы поддержки за счет средств своих бюджетов. Поэтому мы придаем большое значение тем мероприятиям, которые проводятся в рамках съезда, на которых предприниматели могут предложить те формы, которые, по их мнению, являются наиболее эффективными и востребованными. Областное законодательство будет формироваться при Вашем непосредственном участии.
Какие формы поддержки, успешно зарекомендовавшие себя, останутся и какие новые формы будут реализовываться в следующем году?
Это прежде всего, финансовая поддержка, которая может оказываться в виде субсидий, областных и муниципальных гарантий и бюджетных инвестиций.
У нас в области давно и успешно применяется компенсация (субсидирование) субъектам малого предпринимательства части процентной ставки по кредитам кредитных организаций, потребительских кооперативов и лизинговых платежей по договорам лизинга. Причем, компенсируется пятьдесят процентов произведенных затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным только на приобретение основных средств, и не более 1/2 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации.
Предлагаю:
Во-первых, увеличить размер оказываемой поддержки до 2/3 ставки рефинансирования, а, главное, расширить цели, на которые используется кредит, в том числе на пополнение оборотных средств.
Во-вторых, предоставлять микробизнесу субсидии на погашение расходов на создание предприятий, разработку и реализацию бизнес-проектов, а также расходов на подключение к энергосетям.
В-третьих, увеличить размер субсидий, направляемых в муниципальные образования для софинансирования местных программ развития предпринимательства. Тем самым мы простимулируем создание муниципальных программ поддержки предпринимательства, а также создадим возможность предпринимателям воспользоваться финансовой поддержкой, минуя поездки в областной центр.
И, наконец, шире использовать форму поддержки в виде субсидий на создание и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки в виде гарантий и поручительств
В 2008 году начнет свою работу Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Челябинской области, одной из функций которого будет предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки поручительств и гарантий по кредитам. Это обеспечит возможность предпринимателям, особенно малым и микро-, привлекать финансовые ресурсы, а также позволит организациям, созданным для поддержки предпринимательства, например, бизнес-инкубаторам, привлекать кредиты для оказания адресной помощи своим инкубируемым «малышам».
Еще одной востребованной формой поддержки является имущественная поддержка:
Думаю, что мне не надо напоминать Вам о проблемах, возникших у малых предпринимателей в последнее время в части пользования арендованным имуществом. Муниципалитеты стали в массовом порядке через аукционы продавать помещения, исполняя требования федерального закона о необходимости продажи имущества, не используемого для осуществления муниципальных полномочий. Добросовестные арендаторы-«малыши» не в состоянии состязаться с крупным бизнесом на аукционах по выкупу имущества и оказываются без помещений, в которые они годами вкладывали душу и деньги.
Поэтому, по моему мнению, одним из наиболее важных моментов имущественной поддержки малого и среднего бизнеса должно стать формирование на региональном и муниципальном уровнях целевых перечней имущества, предназначенного для передачи в пользование предпринимателям и не подлежащего приватизации.
Это упростит доступ субъектов малого предпринимательства к помещениям, придаст бизнесу стабильный характер и позволит муниципалитетам сохранить за собой имущество и после 1 января 2009 года, а также регулировать развитие отдельных видов предпринимательства, например, стимулировать развитие бытовых услуг.
Что касается уже оказываемой имущественной поддержки, то могу сказать, что в настоящее время в Законодательном Собрании над проектом закона о порядке предоставления в аренду земель работает расширенная рабочая группа, которая рассмотрит возможность установления льготы при расчете арендной платы за землю отдельным категориям субъектом малого и среднего бизнеса и организациям инфраструктуры поддержки.
Кроме того, мы готовим поправки в областной закон о порядке управления государственной собственностью, которыми будет предоставлена возможность предоставлять субъектам малого предпринимательства государственного имущества в безвозмездное пользование по целевому назначению.
Формы информационной поддержки также могут быть разнообразны.
В настоящее время информационная поддержка предпринимателей оказывается посредством издания методических пособий по вопросам ведения бизнеса, дайджеста «Мир делового человека», специализированных каталогов.
Считаю, что в целях развития видов информационной поддержки необходимо увеличить количество передач, пропагандирующих предпринимательство на областном телевизионном канале, усовершенствовать сайт «Малый бизнес в Челябинской области».
Мы, в свою очередь, готовы вести рубрику, посвященную проблемам предпринимательства в «Парламентской газете». Кроме того, активно работает сайт Законодательного Собрания, на котором размещаются материалы об оказываемой поддержке предпринимателям, а также размещаются ответы на вопросы граждан о различных сферах, регулируемым областным законодательством. Предлагаю Вам активнее пользоваться существующими интернет-ресурсами.
Консультационная поддержка предпринимателей в нашей области реализуется уже давно. В результате проведенного конкурса с выделением грантов среди ВУЗов, организаций инфраструктуры бесплатные или льготные консультации оказывались в области бухгалтерского учета, юриспруденции, по обучению основам предпринимательства, в сфере ЖКХ. Только в 2006 году консультационная помощь была оказана более, чем 8 000 человек.
Я думаю, что есть необходимость расширить направления консультационной поддержки: на стадии профориентации в школе; на стадии подготовки к бизнесу студентов и на стадии переподготовки и повышении квалификации уже действующих предпринимателей.
Причем систему переподготовки и повышения квалификации предлагаю ориентировать на соблюдение нескольких принципов:
– обучаемый сам должен определять характер и объем необходимых ему знаний, умений и навыков,
- образовательная услуга для работающих предпринимателей не может и не должна быть благотворительностью, необходим принцип софинансирования, поскольку самостоятельная учебная работа может быть успешной только в случае устойчивой мотивации предпринимателей к знаниям. Исключение составят только начинающие предприниматели, военнослужащие, уволенные в запас, многодетные семьи, инвалиды;
- необходимо мониторить результаты обучения. Нам важно знать, что дало обучение.
Я не буду останавливаться на перечислении всех видов поддержки, тем более, что многие направления поддержки, предусмотренные Законом, мы у себя в области давно и успешно реализуем: это и поддержка инновационного предпринимательства, ремесленничества, малых сельскохозяйственных производителей. Главное, что эта поддержка теперь является не жестом доброй воли государственных или муниципальных чиновников, а прямой обязанностью властей. И то, как будет реализовываться новый Закон на местах, зависит от нас с Вами, нашего добросовестного труда, от инициативы и созидательной энергии всего бизнес-сообщества.
Успехов Вам и процветания Вашему бизнесу!
Позвольте мне от имени депутатов Законодательного Собрания Челябинской области приветствовать Вас на 9 Съезде представителей малого бизнеса Челябинской области!
В преддверии съезда я проводил встречи с избирателями, среди которых были представители малого бизнеса. На этих встречах мы обменялись мнениями по проблемным темам малого бизнеса, а также обсудили новый Закон о малом и среднем бизнесе. И вот, что я услышал в ответ: «Каким бы хорошим не был закон о малом бизнесе, он нам ничем не поможет». Думаю, это чересчур пессимистический взгляд на ситуацию. Проблем в малом бизнесе, конечно, хватает, но чтобы при этом не просто выживать, а развиваться, надо, как минимум, опираться на хорошие законы.
1 января 2008 года вступят в силу Федеральный закон и разработанный в соответствии с ним областной закон, само название которых предусматривает переход от поддержки малого предпринимательства к его развитию.
Новое законодательство призвано ответить на многие вопросы, которые волнуют предпринимателей и это, прежде всего, определение, кто относится к малому и среднему бизнесу, по какому принципу и в каких видах будет оказываться государственная поддержка.
Федеральным законом провозглашены основные принципы поддержки.
С учетом соблюдения принципов заявительного порядка обращения за поддержкой и обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к участию в программах, разделение субъектов малого бизнеса на категории носит принципиальный характер.
Новый Федеральный закон расширил категорию бизнеса, которому может оказываться государственная поддержка и установил критерии, по которым хозяйствующие субъекты будут относиться к среднему, малому или микро- бизнесу.
Единственное, что вызывает сомнение, это то, что все финансовые критерии по различным видам деятельности должны теперь дополнительно устанавливаться Правительством РФ с периодичностью один раз в пять лет. Надеюсь, что в новый год мы войдем с объективно установленными показателями выручки от реализации товаров и балансовой стоимости активов. В противном случае, нам будет сложно реализовывать областную программу, ведь многие формы поддержки в ней носят долгосрочный характер.
Опыт реализации областных программ государственной поддержки малого бизнеса показал, что разные категории хозяйствующих субъектов нуждаются в разных формах поддержки и объемах финансовой помощи.
Поэтому мы будем формировать региональное законодательство, предусмотрев в нем разные формы государственной поддержки в зависимости от категорий хозяйствующих субъектов.
Какие же формы поддержки малого и среднего бизнеса установил Федеральный закон?
Достижением Федерального закона я считаю то, что субъектам РФ предоставлено право устанавливать помимо перечисленных на слайде, дополнительные формы поддержки за счет средств своих бюджетов. Поэтому мы придаем большое значение тем мероприятиям, которые проводятся в рамках съезда, на которых предприниматели могут предложить те формы, которые, по их мнению, являются наиболее эффективными и востребованными. Областное законодательство будет формироваться при Вашем непосредственном участии.
Какие формы поддержки, успешно зарекомендовавшие себя, останутся и какие новые формы будут реализовываться в следующем году?
Это прежде всего, финансовая поддержка, которая может оказываться в виде субсидий, областных и муниципальных гарантий и бюджетных инвестиций.
У нас в области давно и успешно применяется компенсация (субсидирование) субъектам малого предпринимательства части процентной ставки по кредитам кредитных организаций, потребительских кооперативов и лизинговых платежей по договорам лизинга. Причем, компенсируется пятьдесят процентов произведенных затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным только на приобретение основных средств, и не более 1/2 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации.
Предлагаю:
Во-первых, увеличить размер оказываемой поддержки до 2/3 ставки рефинансирования, а, главное, расширить цели, на которые используется кредит, в том числе на пополнение оборотных средств.
Во-вторых, предоставлять микробизнесу субсидии на погашение расходов на создание предприятий, разработку и реализацию бизнес-проектов, а также расходов на подключение к энергосетям.
В-третьих, увеличить размер субсидий, направляемых в муниципальные образования для софинансирования местных программ развития предпринимательства. Тем самым мы простимулируем создание муниципальных программ поддержки предпринимательства, а также создадим возможность предпринимателям воспользоваться финансовой поддержкой, минуя поездки в областной центр.
И, наконец, шире использовать форму поддержки в виде субсидий на создание и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки в виде гарантий и поручительств
В 2008 году начнет свою работу Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Челябинской области, одной из функций которого будет предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки поручительств и гарантий по кредитам. Это обеспечит возможность предпринимателям, особенно малым и микро-, привлекать финансовые ресурсы, а также позволит организациям, созданным для поддержки предпринимательства, например, бизнес-инкубаторам, привлекать кредиты для оказания адресной помощи своим инкубируемым «малышам».
Еще одной востребованной формой поддержки является имущественная поддержка:
Думаю, что мне не надо напоминать Вам о проблемах, возникших у малых предпринимателей в последнее время в части пользования арендованным имуществом. Муниципалитеты стали в массовом порядке через аукционы продавать помещения, исполняя требования федерального закона о необходимости продажи имущества, не используемого для осуществления муниципальных полномочий. Добросовестные арендаторы-«малыши» не в состоянии состязаться с крупным бизнесом на аукционах по выкупу имущества и оказываются без помещений, в которые они годами вкладывали душу и деньги.
Поэтому, по моему мнению, одним из наиболее важных моментов имущественной поддержки малого и среднего бизнеса должно стать формирование на региональном и муниципальном уровнях целевых перечней имущества, предназначенного для передачи в пользование предпринимателям и не подлежащего приватизации.
Это упростит доступ субъектов малого предпринимательства к помещениям, придаст бизнесу стабильный характер и позволит муниципалитетам сохранить за собой имущество и после 1 января 2009 года, а также регулировать развитие отдельных видов предпринимательства, например, стимулировать развитие бытовых услуг.
Что касается уже оказываемой имущественной поддержки, то могу сказать, что в настоящее время в Законодательном Собрании над проектом закона о порядке предоставления в аренду земель работает расширенная рабочая группа, которая рассмотрит возможность установления льготы при расчете арендной платы за землю отдельным категориям субъектом малого и среднего бизнеса и организациям инфраструктуры поддержки.
Кроме того, мы готовим поправки в областной закон о порядке управления государственной собственностью, которыми будет предоставлена возможность предоставлять субъектам малого предпринимательства государственного имущества в безвозмездное пользование по целевому назначению.
Формы информационной поддержки также могут быть разнообразны.
В настоящее время информационная поддержка предпринимателей оказывается посредством издания методических пособий по вопросам ведения бизнеса, дайджеста «Мир делового человека», специализированных каталогов.
Считаю, что в целях развития видов информационной поддержки необходимо увеличить количество передач, пропагандирующих предпринимательство на областном телевизионном канале, усовершенствовать сайт «Малый бизнес в Челябинской области».
Мы, в свою очередь, готовы вести рубрику, посвященную проблемам предпринимательства в «Парламентской газете». Кроме того, активно работает сайт Законодательного Собрания, на котором размещаются материалы об оказываемой поддержке предпринимателям, а также размещаются ответы на вопросы граждан о различных сферах, регулируемым областным законодательством. Предлагаю Вам активнее пользоваться существующими интернет-ресурсами.
Консультационная поддержка предпринимателей в нашей области реализуется уже давно. В результате проведенного конкурса с выделением грантов среди ВУЗов, организаций инфраструктуры бесплатные или льготные консультации оказывались в области бухгалтерского учета, юриспруденции, по обучению основам предпринимательства, в сфере ЖКХ. Только в 2006 году консультационная помощь была оказана более, чем 8 000 человек.
Я думаю, что есть необходимость расширить направления консультационной поддержки: на стадии профориентации в школе; на стадии подготовки к бизнесу студентов и на стадии переподготовки и повышении квалификации уже действующих предпринимателей.
Причем систему переподготовки и повышения квалификации предлагаю ориентировать на соблюдение нескольких принципов:
– обучаемый сам должен определять характер и объем необходимых ему знаний, умений и навыков,
- образовательная услуга для работающих предпринимателей не может и не должна быть благотворительностью, необходим принцип софинансирования, поскольку самостоятельная учебная работа может быть успешной только в случае устойчивой мотивации предпринимателей к знаниям. Исключение составят только начинающие предприниматели, военнослужащие, уволенные в запас, многодетные семьи, инвалиды;
- необходимо мониторить результаты обучения. Нам важно знать, что дало обучение.
Я не буду останавливаться на перечислении всех видов поддержки, тем более, что многие направления поддержки, предусмотренные Законом, мы у себя в области давно и успешно реализуем: это и поддержка инновационного предпринимательства, ремесленничества, малых сельскохозяйственных производителей. Главное, что эта поддержка теперь является не жестом доброй воли государственных или муниципальных чиновников, а прямой обязанностью властей. И то, как будет реализовываться новый Закон на местах, зависит от нас с Вами, нашего добросовестного труда, от инициативы и созидательной энергии всего бизнес-сообщества.
Успехов Вам и процветания Вашему бизнесу!