Мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары будет продолжен

Ситуация с ценами на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Челябинской области была рассмотрена на совместном заседании комитетов Законодательного Собрания по экономической и аграрной политике. В его работе принял участие и председатель областного парламента Владимир Мякуш.

Ситуация с ценами на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Челябинской области была рассмотрена на совместном заседании комитетов ЗСО по экономической и аграрной политике. В его работе принял участие и председатель Законодательного Собрания Владимир Мякуш.

Обсудить эту актуальную тему депутаты пригласили руководителей областных министерств – экономического развития  и сельского хозяйства, а также антимонопольной службы, прокуратуры, Роспотребнадзора и проекта «Народный контроль».

Напомним, что согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15 июля 2010 года, в список социально значимых товаров входят говядина, свинина, баранина (всё – кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное и подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная, черный байховый чай, пшеничная мука, хлеб ржаной и ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая-ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, репчатый лук, морковь и яблоки.

На территории Челябинской области из этого списка производятся мясо и мясопродукты, хлебобулочные изделия, картофель, яйцо, молоко и молокопродукты, которые обеспечивают потребность населения области более чем на 70%. Обеспеченность товарных рынков социально значимыми товарами первой необходимости в области составляет 100%.

Мониторинг цен на продовольственные товары проводят несколько структур – минэкономразвития, минсельхоз, ФАС, прокуратура и  «Народный контроль». К сожалению, из-за отсутствия единой методики мониторинга зачастую невозможно своевременно выявлять злоупотребления и нарушения ценообразования и применять соответствующие меры реагирования. Так, например, с августа 2014 год по февраль 2015 года, по информации минэкономразвития, розничная цена на гречку выросла на 149%, сахар-песок – на 45%, яйцо столовое первой категории – на 41%, мясо кур – на 9%. Несколько иные цифры дает «Народный контроль» – 218%, 79%, 62% и 26% соответственно. По информации ФАС, за указанный период проверки в отношении социально значимых товаров в Челябинской области необоснованного повышения цен вообще не было выявлено. 

В результате проверок Роспотребнадзора была приостановлена деятельность 4-х предприятий розничной торговли в Челябинске, Кыштыме, Чебаркульском и Аргаяшском районах.

Участники совместного заседания комитетов Законодательного Собрания также отметили, что процесс ценообразования на товары непрозрачен, что позволяет предприятиям торговли и поставщикам включать в цену товара и торговую надбавку, и дополнительные бонусы, выплачиваемые поставщикам в связи с приобретением ими определенного количества продовольственных товаров.

В результате длительного обсуждения участники совещания предложили принять ряд мер, чтобы приостановить дальнейшее необоснованное удорожание социально значимых продовольственных товаров. Во-первых, в Законодательном Собрании будет создана рабочая группа для подготовки поправок в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предоставляющих право регионам самим устанавливать предельные оптовые и розничные надбавки на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

Во-вторых, рабочей группе необходимо разработать обращение в Правительство РФ о внесении изменений в перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства от 15 июля 2010 года, способствующих отражению реального покупательского спроса, конкретизации характеристик продовольственных товаров, отражению ассортимента торговых сетей.

В-третьих, назрела необходимость разработать обращение в Правительство РФ об установлении единой методики мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары. Эта задача также поставлена перед рабочей группой.